Административное право субъекты и принципы - Административное право

Воздействие административного права на общественные отношения: Функция административного права — категория, дающая возможность определить внешние проявления административного права в российской правовой системе. Принципы — основополагающие начала любого вида деятельности. Юридический факт — это обстоятельство, при наступлении которого в соответствии с требованиями нормы административного права между сторонами должно сможет возникнуть, измениться или прекратить свое существование конкретное правоотношение.

Действия делятся на правомерные основанные на требованиях закона и противоправные совершение административного правонарушения. Необходимо отметить, что в ряде случаев юридические факты, с которыми связано возникновение изменение или прекращение административного правоотношения также порождает возникновение иного правоотношения, урегулированного иными отраслями права так, поступление на государственную службу является юридическим фактом для возникновения не только административных, но и трудовых отношений.

Так, например, дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии следующих условий:.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:. Административно-правовые отношения — это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, возникающие в сфере исполнительной власти государственного управления. Административные правоотношения отличаются особым административно-правовым порядком разрешения споров участников правоотношений. Разрешение спорных ситуаций, возникающих в процессе существования административного правоотношения, может осуществляться в рамках других административно-правовых отношений.

Таким образом, административные правоотношения разрешаются внутри самой системы. При помощи данного вида отношений осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций.

Субъектами любой отрасли права признаются участники общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли. Субъект административного права — это лицо, которое является потенциальным участником административного правоотношения, отвечающее особым признакам, закрепленным в нормах административного права, обусловливающим возможность приобретать и реализовывать права и обязанности на основании таких норм. Административно-правовой статус — это совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, закрепленных за субъектами нормами административного права.

Характерной особенностью административного права является огромное разнообразие субъектов административно-правовых отношений. Еще одной особенностью административного права является то, что в подавляющем большинстве случаев обязательным субъектом таких отношений выступают те, которые обладают определенными властными полномочиями по отношению к иным субъектам административно-правовых отношений.

К числу таких властных субъектов относятся органы исполнительной власти, должностные лица, государственные служащие. В качестве субъектов административного права выступают Президент РФ, Правительство РФ, органы законодательной и судебной власти, местного самоуправления.

Необходимым условием участия в административно-правовых отношениях является наличие административной правосубъектности. Традиционно ее рассматривают в качестве взаимосвязи двух элементов: Административная правоспособность представляет собой установленную законом возможность субъекта иметь права в сфере, регулируемой административным правом, вступать в различного рода административные правоотношения, приобретать права и нести обязанности.

Административная дееспособность — возможность и способность субъекта своими самостоятельными осмысленными действиями приобретать права, создавать и нести обязанности, а также нести ответственность за свои действия в ряде случаев — и за бездействие.

АДМ ПРАВО

Иными словами, административная дееспособность означает возможность практической реализации административной правоспособности. Административно-правовой статус гражданина — это составная часть правового статуса личности, закрепленного Конституцией РФ иными нормативно-правовыми актами. Административно-правовые гарантии — это механизм обеспечения реализации совокупности прав, обязанностей и ответственности субъектов административного правоотношения.

Граждане вправе обратиться за защитой нарушенных прав интересов в вышестоящие органы и к вышестоящим должностным лицам в порядке их подчиненности. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные и муниципальные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.

Гражданин вправе обжаловать как названные действия решениятак и послужившую основанием для совершения действий принятия решений информацию, либо то и другое одновременно. К официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия принявших решенияс установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий принятия решений.

Организация — это коллектив работников разной численности, возглавляемый органом управления имеющий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения далее — уставные цели.

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Правовая форма государственного управления — это юридически оформленное деяние органа исполнительной власти иного властного субъектаего представителя должностного лицаосуществленное в рамках компетенции и влекущее юридические последствия, т. Государственное управление включает в себя исполнительную ветвь власти имеет ряд особенных черт:.

По отношению к вышестоящему тот или иной орган или должностное лицо является исполнительным, по отношению к нижестоящему— распорядительным, по этому принципу строится вертикаль исполнительной власти. Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.

Административно-правовой статус гражданина — совокупность прав, обязанностей и ответственности, реализуемая в сфере государственного управления и урегулированная административно-правовыми нормами. Виды административно-правового статуса в зависимости от статуса субъекта:. Иностранным гражданином является физическое лицо, не являющееся гражданином РФ имеющее доказательство наличия гражданства подданства иностранного государства.

Лицом без гражданства является физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства подданства иностранного государства.

Особенности административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства: Однако в отношении них законодательством предусматриваются меры, не применяемые к гражданам РФ:. Орган исполнительной власти — это структурное подразделение государственно-властного механизма государственного аппаратасоздаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью проведения в жизнь исполнения законов в процессе управления регулирования экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

Издаваемые ими нормативные акты должны соответствовать закону. Однако самостоятельность эта относительна, их деятельность подконтрольна например, Счетной палате. Структура органов исполнительной власти включает перечень конкретных органов, входящих в систему органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию возложенных на них задач и полномочий. Компетенция органов исполнительной власти — это совокупность полномочий органа государственной власти по предметам ведения, установленным Конституцией РФ и принятыми в соответствии с Конституцией РФ конституциями уставами субъектов РФ.

Структура федеральных органов исполнительной власти включает перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию Правительством РФ возложенных на него задач и полномочий. Структура федеральных органов исполнительной власти предлагается Председателем Правительства РФ не позднее недельного срока после его назначения и утверждается указом Президента РФ.

Понятие административного права, его предмет, источники, субъекты и принципы. Система административного права

В систему федеральных органов исполнительной власти входят: В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта г. Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации. Оно осуществляет исполнительную власть Российской Федерации, является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ. Федеральные службы — это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральную службу возглавляет руководитель директор федеральной службы. Федеральные агентства — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Компетенция федеральных органов исполнительной власти — это совокупность полномочий органа государственной власти по предметам ведения, установленным Конституцией РФ и специальными нормативными актами.

В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Конституцией уставом субъекта РФ может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. Постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта РФ является высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов иных нормативных правовых актов субъектов РФ на территории субъекта РФ. Местное самоуправление в Российской Федерации — это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических иных традиций.

Принципы местного самоуправления — обусловленные природой местного самоуправления коренные начала идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых ими органов, самостоятельно осуществляющих управление делами.

В рамках этих принципов осуществляется регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях, правовое регулирование местного самоуправления в субъектах Федерации с учетом исторических и местных традиций. Конституционно-правовые основы местного самоуправления закреплены в ст. Система органов местного самоуправления — совокупность негосударственных, имеющих статус самостоятельных представительных исполнительных органов, через которые на данной территории осуществляются функции и полномочия местного самоуправления, образуемых в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 6 октября г.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности.

Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Администрация Президента Российской Федерации является государственным органом, сформированным в соответствии с п. Администрация в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации. Администрация в целях обеспечения деятельности Президента Российской Федерации осуществляет следующие функции:. Полномочия в сфере экономики: В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики и т.

В социальной сфере Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности и т.

В сфере науки, культуры, образования: В сфере природопользования и охраны окружающей среды: В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью: Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации. Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации. Государственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:.

Федеральный государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание вознаграждение, довольствие за счет средств федерального бюджета.

Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание вознаграждение за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Муниципальная служба — профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора контракта.

Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается посредством:. Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.